МАГИСТРАТУРА                                                                                                                      e f . n n . r u


Факультет ведет подготовку магистров по направлениям:

  • «Экономика», образовательные программы:

  • Международная экономика;
    Экономика фирмы и отраслевых рынков;
    Экономика инновационной деятельности и производственное предпринимательство

  • «Менеджмент», образовательная программа:

  • Маркетинг

  • «Государственное и муниципальное управление»:

  • Маркетинг;
    Производственный менеджмент

    Продолжительность обучения (на базе высшего образования - бакалавры, специалисты, магистры):

  • очная форма - 2 года
  • заочная форма - 2 года 5 месяцев
  • Вступительные испытания:

    ВОПРОСЫ

    Вопросы к экзамену по направлению "Экономика" (заочное) (pdf)
    Вопросы к экзамену по направлению "Экономика" (очное) (pdf)
    Вопросы к экзамену по направлению "Менеджмент" (pdf)
    Вопросы к экзамену по направлению "Маркетинг" (pdf)
    Вопросы к экзамену по направлению "Государственное и муниципальное управление" (pdf)

    ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН

    Перечень дисциплин, входящих в учебный план магистерской программы по направлению «Экономика» (pdf)
    Перечень дисциплин в соответствии с учебным планом по магистерской программе «Международная экономика» (направление «Экономика») (pdf)
    Магистерская образовательная программа «Маркетинг». Изучаемые дисциплины (pdf)

    Занятия на заочной полной форме обучения проводятся установочными сессиями, на заочной форме - по выходным дням.
    По внебюджетному примему количество мест не ограничено.


    ПOДАТЬ ДОКУМЕНТЫ НА ПОСТУПЛЕНИЕ



    Программа «Маркетинг»

    Степень (квалификация) выпускника – магистр менеджмента

    Квалификационная характеристика выпускника: Магистр менеджмента подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различной формы собственности и в функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, маркетинг, логистика и др.

    На экономическом факультете ННГУ подготовка магистров менеджмента по направлению 080500 - «Менеджмент» осуществляется по программе «Маркетинг».

    Область профессиональной деятельности. Современные компании, занимающиеся бизнесом, органы власти, занимающиеся регулированием бизнеса, учреждения профессионального образования, научно-исследовательские институты, консалтинговые центры.

    Виды профессиональной деятельности магистра:

  • предпринимательская,
  • организационно-управленческая,
  • информационно-аналитическая,
  • научно-исследовательская,
  • консультационная,
  • педагогическая.
  • При подготовке магистров по образовательной программе «Маркетинг» кафедра руководствуется двумя достаточно важными стратегиями:

    Стратегия 1 «Реализации активных методов обучения», предполагающая создание творческих студенческих коллективов, стимулирует исследовательскую деятельность:

    - исследование бизнес-ситуаций, возникающих в конкретных российских и иностранных компаниях, выполнение и внедрение проектов;

    - публикация научных статей, выступление с докладами на конференциях;

    - участие в международных, всероссийских, областных студенческих олимпиадах, в Интернет-форумах и конкурсах и т.д.

    В таблице приведены показатели трех лучших нижегородских команд-участниц областных студенческих олимпиад по маркетингу, проводившихся в 2008-2010 годах в НФ ГУ ВШЭ.

    Из таблицы следует, что лидером является команда специализирующихся на кафедре маркетинга студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

    Стратегия 2 «Реализации индивидуальных образовательных траекторий» применяется в связи с широким спектром приложений маркетинга и различным начальным уровнем компьютерной подготовки студентов.



    Программа «Международная экономика»

    В соответствии с решением Ученого совета ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» от 23.01.2008 г. на экономическом факультете открыта магистерская программа «Международная экономика» в рамках направления подготовки «Экономика». В 2008-09 учебном году состоялся первый набор студентов: на программу поступило 9 человек, в настоящее время количество магистрантов возросло до 20.

    Образовательная программа подготовки магистра по специальности «Международная экономика» разработана на основании Государственного образовательного стандарта. Учебный план опирается на блок фундаментальных дисциплин: микро- и макро- экономика, международная статистика и экономическое развитие, международные торговля и право, международные валютно-финансовые отношения и финансовые рынки. Блок дисциплин специализации включает курсы: конъюнктура мирового рынка, международные экономические организации и корпорации в мировой экономике, международное ценообразование. Магистрантам предлагается спектр прикладных дисциплин по маркетингу, международному финансовому менеджменту и финансам корпораций, международным банкам и инвестиционным институтам. Синтез теоретических и специальных знаний достигается сочетанием в образовательной программе учебных дисциплин, учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и научно-исследовательской работы магистрантов.

    Целью программы «Международная экономика» является подготовка высококвалифицированных специалистов в области теории и практики международных экономических отношений. Приобретение навыков конкретного экономического анализа, основанного на глубокой и всесторонней теоретической подготовке, способствует интеграции выпускников не только в национальный, но и в международный рынок труда. Высокий уровень общеэкономической и профессиональной подготовки позволяет экономистам-международникам реализоваться в смежных областях хозяйственной деятельности: административной, организационно-управленческой, экспертно-консультационной и научно-методической.



    Программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

    Программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков» действует с 2007 года и является одной из первых магистерских программ на экономическом факультете ННГУ, которая была разработана кафедрой экономики народного хозяйства.

    Программа направлена на подготовку магистров экономики для ведущих фирм различных отраслей народного хозяйства, владеющих современными методами анализа и моделирования, прогнозирования и стратегического планирования экономических процессов, а также способных заниматься научной и педагогической деятельностью в НИИ и вузах экономического профиля. Выпускники данной программы, обладающие широким спектром компетенций, востребованы на российском (региональном) рынке труда.

    В настоящее время по программе обучаются студенты очной (2 года) и заочной (2,5 года) форм обучения.

    Обучение по программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков» – это:

  • возможность для дальнейшего профессионального роста;
  • возможность приобретения и развития современных общекультурных и профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой, педагогической деятельности;
  • повышение социального статуса.
  • Учебный процесс организован таким образом, что 50% времени отводится на учебную работу, 50% - на научно – исследовательскую работу магистранта. Обучение осуществляется в небольших группах с количеством студентов, как правило, не более 15 человек. Занятия проводятся по субботам (с 9.00 до 15.30) и в вечернее время по будним дням (2 раза в неделю с 18.00 до 21.00), что позволяет совмещать обучение с профессиональной деятельностью.

    Учебный план магистерской программы отличается значительной гибкостью и в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (далее – ФГС ВПО) по направлению подготовки «Экономика» (квалификация (степень) «магистр») состоит из следующих разделов:

  • общенаучный цикл (выборка дисциплин представлена на схеме);
  • профессиональный цикл (выборка дисциплин представлена на схеме);
  • практика и научно-исследовательская работа;
  • итоговая государственная аттестация.

    В течение всего периода обучения магистранты проходят следующие виды практик:

  • научно-производственную;
  • научно-исследовательскую;
  • педагогическую.
  • Материалы, собранные за время прохождения научно-производственной и научно-исследовательской практик, являются основой для выполнения курсовых работ по дисциплинам «Экономика фирмы» (1 семестр) и «Экономика отраслевых рынков» (2 семестр), а также подготовки научных публикаций и выпускной квалификационной работы.

    Итоговая государственная аттестация магистранта включает проведение государственного экзамена и публичную защиту выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации. Последняя служит главным основанием для суждения о соответствии ее автора квалификационным характеристикам магистра.

    В начале первого года обучения каждый магистрант закрепляется за научным руководителем - профессором или доцентом кафедры ЭНХ - с учетом собственных научных интересов. Тематика научного исследования магистранта, как правило, связана со сферой научных интересов руководителя, что формирует базу для эффективного научного сотрудничества. В круг научных интересов преподавателей кафедры входят: государственное регулирование экономики, исследования отраслевых рынков, экономико – математическое моделирование и прогнозирование, стратегическое управление и др.

    Научный руководитель на протяжении всего периода обучения оказывает организационное содействие и методическую помощь в осуществлении различных видов работ, предусмотренных учебным планом, а также индивидуальным рабочим планом магистранта.

    Магистранты выбирают тему диссертационного исследования исходя из широкого спектра возможных направлений, например:

  • Формирование стратегических альянсов в автомобильной индустрии России.
  • Оценка конкурентоспособности фирмы на отраслевом рынке (на примере корпорации «Intel»).
  • Современные подходы к анализу отраслевого рынка (на примере рынка молочной продукции Нижегородской области) и др.
  • В результате обучения по программе «Экономика фирмы и отраслевых рынков» выпускник приобретает необходимые в профессиональной деятельности компетенции, предусмотренные ФГОС третьего поколения, в т.ч.:

    1. Профессиональные компетенции (ПК):

  • способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК – 1);
  • способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК – 7);
  • способность составлять прогноз основных социально – экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК – 10);
  • способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально – экономической эффективности (ПК - 12) и др.

    2. Общекультурные компетенции (ОК):

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно – производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК – 2);
  • способность свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения (ОК-5);
  • владение навыками публичной и научной речи (ОК – 6) и др. После окончания обучения по программе выпускники успешно работают на фирмах различных отраслей экономики, в научных институтах и высших учебных заведениях, а также продолжают обучение по различным программам за рубежом и в аспирантуре ННГУ. Выпускники трудоустроены в таких ведущих организациях и учреждениях, как Intel, Cбербанк России, KPMG и др.

    Сферы трудоустройства выпускников включают:

    1. Сферу материального производства

    2. Финансовую сферу, в т.ч.:

  • кредитно – финансовые учреждения;
  • ипотечные и лизинговые компании;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды
  • 3. Социальную сферу, в т.ч.:

  • учреждения здравоохранения;
  • учреждения образования, культуры, спорта;
  • организации ЖКХ


  • Программа «Государственное и муниципальное управление»

    На направление 081100 - «Государственное и муниципальное управление» нижегородский государственный университет осуществляет подготовку выпускников со степенью магистра.

    Область их профессиональной деятельности включает: государственное управление, муниципальное управление и местное самоуправление, управление в государственных и муниципальных учреждениях, управление в социальной сфере, управление в некоммерческих организациях, управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

    Магистр государственного и муниципального управления готовится к выполнению организаторско-управленческой, административно-технологической, проектной, консультационной, информационно-аналитической, научно-исследовательской, педагогической и другой профессиональной деятельности.

    Магистры государственного и муниципального управления экономического факультета ННГУ с успехом занимаются изучением социально-экономической ситуации, складывающейся в городе и области, укрепление которой является важным условием развития различных муниципальных образований и повышения уровня жизни населения. Кафедрой налажены прочные связи с администрациями муниципальных образований города и области. Проводимые в этом направлении исследования сотрудниками совместно со студентами курируемого кафедрой направления «Государственное и муниципальное управление» обеспечивают более предметную подготовку выпускников к будущей практической деятельности.



    Программа «Экономика инновационной деятельности и производственное
    предпринимательство» по направлению 080100.68 «Экономика»
    в рамках аннотированной программы «Экономика фирмы»


    Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов в области инновационной деятельности и производственного предпринимательства.

    Курсами формирующей профиль данной программы являются: экономика инновационной деятельности, управление инновационными проектами, экономика предпринимательской организации, инновационный маркетинг, оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы и другие.

    По окончании программы выпускники могут выполнять следующие виды работ:

  • Проектирование моделей управления экономикой предприятия на основе инновационного развития;
  • Принятие основных решений о направлениях инновационного развития предприятия;
  • Подготовка и реализация проектных решений на основе маркетинговых исследований международного рынка новых техники и технологий;
  • Оценка результативности инновационных проектов с использованием методик расчета и обоснование социально-экономических показателей;
  • Моделирование возникающих проблем и задач инновационного развития предприятия и организации;
  • Организация и управление предпринимательской деятельностью на основе использования современных методик бизнес-планирования.
  • Магистерская программа «Экономика инновационной деятельности и производственное предпринимательство» в настоящее время является высшей ступенью экономического и управленческого образования, сконцентрировавшей в форме двухгодичной программы значительный удельный вес "тактических", практических знаний, наработанных в конкретных отраслях - использующих передовой бизнес-опыт решения конкретных прикладных задач.

    Магистр экономики обучается как аналитик, практик, методолог, способный работать в своей специализации с широким кругом задач, это универсальный специалист экономического профиля. Основа программы - "стержневые" знания, понимание системности, взаимосвязанности бизнес-процессов, умение быстро освоить практический материал.

    Наш выпускник владеет углубленными знаниями в области инновационного предпринимательства, экономики фирмы, антикризисного управления, систематизированного комплекса современных знаний в сфере диагностики и анализа финансово-хозяйственного состояния предприятий, бизнес-планирования, управления финансами, современных проблем маркетинга, ценообразования, решения организационно-правовых и инновационных вопросов.

    Основные виды деятельности магистра обучающегося по программе «Экономика инновационной деятельности и производственное предпринимательство»: научно-исследовательская, научно-педагогическая, управленческая, планово-экономическая, проектно-экономическая, финансово-экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая, предпринимательская.

    Объектами профессиональной деятельности выпускников наших выпускников являются:

  • организации любой организационно-правовой формы;
  • органы государственного управления и местного самоуправления;
  • научно-исследовательские организации;
  • образовательные организации и учреждения.
  • Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре, подготовке и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.